Материал подготовила воспитатель Тулепова Айгерм Болтабаевна
 
ПОЧЕМУ В 1941 ГОДУ ИМЕННО КУЙБЫШЕВУ БЫЛО СУЖДЕНО СТАТЬ ЗАПАСНОЙ СТОЛИЦЕЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА?
КАКИМ БЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НАШ ГОРОД? КАКИМИ БЫЛИ ЕГО ЖИТЕЛИ?
Все началось с документа, который вы видите на этой странице. В связи с критической ситуацией, сложившейся в Москве к середине октября 1941 года, решение об эвакуации столицы СССР в Куйбышев принимал Государственный Комитет обороны во главе с И.В. Сталиным. Предполагалось, что и Сталин тоже эвакуируется в Куйбышев. На документе отчетливо видны поправки Сталина, сделанные красным карандашом.
s15396796
 
Почему именно Куйбышев? Тут несколько причин. С одной стороны, близость Куйбышева (1000 километров от Москвы), нахождение здесь мощной военной группировки (в Куйбышеве располагался штаб Приволжского военного округа), крупнейший в стране железнодорожный узел, соединявший Европу с Азией, готовность куйбышевских властей к организации масштабной эвакуации.
Кроме того, в город и область летом и осенью 1941 года были эвакуированы десятки оборонных заводов, построены свыше 30 временных аэродромов. В годы войны куйбышевское Поволжье повысило добычу нефти настолько, что стало именоваться «вторым Баку». На территории области был построен самый крупный в СССР газопровод Бугуруслан-Куйбышев. То есть за короткое время Куйбышев стал крупнейшим промышленным и оборонным центром СССР, обладающим необходимой инфраструктурой, чтобы стать запасной столицей страны. Дальнейшее развитие истории показало, что Куйбышев с честью справился с возложенной на него задачей.
В октябре 1941 года из Москвы в Куйбышев были эвакуированы советское правительство, иностранный дипломатический корпус, Большой театр, видные деятели советского искусства, семья И.В. Сталина. В условиях строжайшей секретности в центре города был построен бункер Сталина, а в районе железнодорожной станции «Безымянка» был расположен Безымянлаг, заключённые которого участвовали в строительстве авиационных и авиамоторных заводов. Санатории и больницы города были переоборудованы под эвакогоспитали, в одном из них встал на протезы легендарный лётчик Алексей Маресьев.
За годы войны население Куйбышева возросло в полтора раза - с 400 до 600 тысяч человек. Соответственно увеличилось количество транспорта. Для безопасности движения в августе 1942 года на наиболее оживлённых улицах впервые были установлены светофоры. В ноябре 1942 года по улице Льва Толстого - от железнодорожного вокзала до площади Революции - пошёл первый троллейбус.
 Невозможно переоценить вклад Куйбышева в военное авиастроительство. Только один пример – за всю войну в нашей стране было собрано 38 тысяч штурмовиков – легендарных Ил-2. 32 тысячи из них построили в Куйбышеве.
images
 
Несмотря на тяжелейшие условия, 12-часовой рабочий день, нехватку самого необходимого, куйбышевцы жили и работали для победы над врагом. Более 114 миллионов рублей в Фонд обороны внесли рабочие и служащие города. Врага громили танковые колонны “Куйбышевский осоавиахимовец”, эскадрилья “Куйбышевский комсомолец”, самолёты “Чапаевцы”, “Куйбышевский пионер”, бронепоезд “Куйбышевский железнодорожник”, звено гидросамолетов “Речник Средней Волги”. Более 80 миллионов рублей было собрано на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник», а пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны «Юный пионер» 2 миллиона 130 тысяч 930 рублей. Из Куйбышева на фронт шли посылки для фронтовиков: тулупы, варежки, носки, телогрейки, валенки, шапки и продовольственные посылки.
Город стал главным информационным центром страны – именно отсюда на весь мир новости от Советского информбюро сообщал Юрий Левитан.
В годы Великой Отечественной войны Куйбышев превратился в крупнейший индустриальный центр Советского Союза, в котором развивались газовая, автомобильная, подшипниковая, нефтеперерабатывающая, авиационная и оборонная промышленности.
Звание «запасной столицы» стало для Куйбышева почетным и ответственным. О нашем городе знал и писал весь мир.